Эксперт-автотехник Егор Артамошин. Автоэкспертизы
Главный нюанс - наличие рамной конструкции. И то, что рама от кузова, конечно же, отделяется. Поэтому мы можем условно разделить проверку маркировки на две части. Отдельно рама, отдельно кузов.
Автомобили попадают в ДТП, это случается даже с Land Cruiser. Возможно, из-за отсутствия нормальной тормозной системы. А возможно, из-за других участников дорожного движения. Редко при аварийной ситуации страдает и кузовная часть и сама рама. Поэтому очень часто можно встретить сборный конструктор: рама соответствует документам, а вот маркировка самого кузова может отличаться или наоборот.
Кузов можно просто купить отдельно. Конечно же, такой автомобиль не может стать на учет ГИБДД. Причина простая - внесение изменений в заводскую конструкцию. Да и рама или кузов могут быть от украденных транспортных средств. Ибо Toyota до сих пор занимает первые строчки в рейтинге по угону.
Начнем с рамы.
Прочная металлическая конструкция, на которой лежит сам кузов. Одна из составных частей повышенной проходимости и создание эффекта плавающей баржи при передвижении. Идентификационный номер (VIN) нанесен в области за передним правым колесом, не отличается глубокой маркировкой, прекрасно подвержен коррозии. И если у Toyota LC восстановить его зачисткой или травлением кислотой представляется возможным, то у того же Cadillac это гиблое и бесполезное занятие. Номера у американских автомобилей следует "консервировать".
Раму часто подвергают антикоррозийной обработке специальными составами, либо же обрабатывают чем-то похожим на "жидкую резину". Во втором случае идентификационный номер закрыт для осмотра, зато сохраняет свое заводское нанесение. Зачистка данной области остается на усмотрение инспектора ГИБДД, либо покупателя автомобиля.
Я настоятельно рекомендую при осмотре в обязательном порядке зачищать не только область нанесения VIN, но и часть рамы по 15-30 см в обе стороны. это связано с возможными изменениями, которые ранее могли быть внесены при ремонте ТС. Грубо говоря, необходимо зачислить бОльшую область для проверки сварных швов. Так как кусок с номером VIN могли просто вварить. Зачищать следует достаточно тщательно, помимо варианта с вваркой верхний слой металла может быть спилен и нанесен уже номер "под документы".
С кузовом все немного сложнее.
Маркировка может находиться в следующих местах:
- табличка под капотом на внутреннем крыле слева вверху в зоне крепления стойки капота, обычно закреплена заклепками,
- табличка с номером VIN под лобовым стеклом в левом нижнем углу (часто ее вынимают),
- наклейка на центральной стойке по стороне водителя.
Первичная проверка происходит достаточно просто.
Нужно точно знать дату производства автомобиля, вплоть до месяца. Все маркировки с датами производства элементов кузова и салона должны быть моложе этой даты. К примеру, осматриваемый автомобиль сошел с конвейера во второй половине 2008 года. Дата на ремнях безопасности - 08.03.2008. Что можно засчитать как совпадение в плюс. Таких маркировок достаточно много: пластик под капотом, пластик на порогах, обшивки дверей, дата производства резины запасного колеса и прочие. Да, после дтп и ввиду ремонта какие-то съемные части могут заменены. Поэтому лучше сверять даты на несъемных элементах.
Так же в идентификационном номере зашифрована страна производства и частично комплектация автомобиля. Расшифровку VIN по каждой марке можно сделать в интернете и обязательно сравнить с тем, что представлено в автомобиле. К примеру, цвет салона, тип ДВС, тип КПП и прочие основные части. Да, двигатель и КПП можно заменить, салон перешить - но обратить на это внимание обязательно нужно. Основные элементы меняются крайне редко.
Табличку на центральной стойке (наклейку) и паспорт транспортного средства лучше проверять с помощью ультра-фиолетового фонарика. Он покажет следы переклейки/смещения, либо же область вокруг нее будет однородна. ПТС защищен несколькими способами и скрытыми элементами. Об этом я напишу отдельно. Так же следует обязательно изучить пометки на полях документа. Особенно обратить внимание на причину замены документа. "Выдан взамен утерянного" - повод для дополнительной проверки.
Это простые и первоначальные моменты, которые помогут вам самостоятельно выполнить первичный осмотр автомобиля. И после уже привлечь специалиста для более углубленного изучения в случае необходимости.